Братья Медведевы

Немногие знают о Медведевых, живописцах из Тейкова, что еще в XVIII веке расписывали храмы по всей России.

Старший из них, Тимофей, родился в 1776 году в Тейкове. Его младших братьев звали Епифан и Василий. Родители будущих художников были крепостными. О многих деталях биографии Тимофея Медведева мы можем лишь догадываться, так как сохранившиеся сведения о художниках крайне скупы. Так, рисовать братья, судя по всему, учились у кого-то из местных мастеров, а потом организовали семейную артель. После женитьбы Тимофея братья, видимо, отправились в Углич, где и обосновались на некоторое время. Известно, что семейным приходом у них была церковь апостолов Петра и Павла. В ней же Тимофей и начал работать. Вскоре он овдовел, оставшись с маленькой дочкой на руках. А через год снова женился. Среди других угличских храмов, расписанных Медведевым, — Спасо-Преображенский собор. При этом заметно, что провинциальные мастера были неплохо знакомы с западной религиозной живописью (надо полагать, преимущественно по гравюрам) и не считали зазорным эксплуатировать однажды найденные мастерами Возрождения композиционные приемы — то есть, попросту говоря, копировать их. Например, главная храмовая композиция «Преображение» — это парафраз одноименной работы Рафаэля Санти. Невольно «поучаствовали» в росписях Преображенского собора также Гвидо Рени, Доменикино и Гверчини. Конечно, нельзя сказать, что Тимофей Медведев со товарищи были «чистыми» копиистами. Они многое меняли в композициях итальянцев, отказывались от подчас специфической трактовки сюжетов, свойственной католицизму (и это, кстати, показывает их известную богословскую грамотность), самостоятельно осуществляли подбор цветовых решений.В городских архивах сохранились отметки, что художнику за работу в Спасо-Преображенском соборе заплатили на целую тысячу рублей меньше, чем обещали: изначально речь шла о пяти тысячах, а на руки мастер получил чуть меньше четырех. Однако изограф не обиделся — потом он расписал в Угличе еще несколько церквей, например храм Успения на Торговой площади и зимний Богоявленский собор. Росписи Медведева сохранились и в церкви святого царевича Дмитрия «на поле». Она — единственная не закрывавшаяся даже в советское время, и ее иконы регулярно реставрировались и поновлялись. В Ярославле братье расписывали Тихоновскую церковь.

В конце концов, слава о Тимофее Медведеве дошла до Санкт-Петербурга. Знал о нем и архитектор В. П. Стасов, занимавшийся в то время отделкой Смольного собора, и пригласил «знаменитого по епархии живописца» расписывать этот барочный храм. По замыслу архитектора, роспись должна была имитировать лепные кессоны на сводах церкви. Примерно в это же время (около 1834 года) Тимофей Медведев участвовал и в росписи Троице-Измайловского собора в Санкт-Петербурге. Последние его атрибутированные работы относятся к первой половине 1840-х годов, это росписи двух ярославских церквей.

За эти многие другие достижения Тимофей Медведев получил медаль от самого Николая I, русского царя.

Братья Медведевы — хоть и малоизвестные, но выдающиеся художники России, оставившие крупный след в истории русской живописи.

comments powered by HyperComments

Еще деятели культуры:

Братья Медведевы

  • Годы жизни

    XVII — XVIII в.

  • Работы

    Петропавловская церковь и Спасо-Преображенский собор в Угличе, Тихоновская цероквь в Ярославле и др.

Закрыть