Легенды Тейковского района

Тейковский край, имея столь долгую историю, породил вокруг себя множество легенд. Некоторые из них могут нас поразить своей красотой, столь причудливыми событиями, описываемыми в них.

О Морозово

В крупном селе Морозово, что эдак в километрах 16 от Тейкова, в небольшом школьном музее можно найти старую льняную крестьянскую рубаху — по поверию, ей сотня лет! Задумаешься, что же в ней такого?

Как считают местные жители, эта рубаха необычна. Каждому, кто ее оденет, улыбнется удача: тот получит столько сил, что сможет прожить еще десятки лет, в жизни сметет перед собой все преграды!

А помимо старой рубахи, жители Морозова могут гордиться одной старой легендой о Морозко или Морозе- персонаже русского фольклора, повелителе холодов. О нем мы знаем из многочисленных мифов и легенд, относящихся к временам, когда еще на Руси не было принято христианство.

Как считали жители наших мест, Морозко жил в лесах южного Тейковского края и оберегал их. Поселение рядом с этими лесами стали называть Морозово. Впоследствии легенда хоть и была забыта народом, но название же осталось прежним.

Об основании монастыря в Кибергино

Любил князь Юрий путешествовать по России, да строить города, крепости. За то его прозвали Долгоруким. Не обошел он и Тейковский край. По одной из легенд, именно он основал монастырь в Кибергино.

Однажды, проходя по Нерли, он решил остановиться на высоком берегу реки на привал близ небольшой деревни Кибергино. Увидав неприступность этого места, недолго он думал, прежде чем решил, что здесь стоит обосновать новый деревянный монастырь, который еще бы и стал неприступной крепостью. Так и поступил князь Юрий.

О происхождении названия села Кибергино

Во времена татаро-монгольского ига, направляясь к городу Суздалю, отряд Монголов вынужден был идти по замерзшей речке Нерль. По пути на высоком берегу им встретилось крупное селение с монастырем. Туда они решили послать своего разведчика.

Никого там не увидав, тот сказал своим «Кибельди!», что значит «Идите сюда!». Но как только враг подошел к монастырским стенам, на него полилось кипящее масло, полетели стрелы, начали звенеть мечи защитников святыни. Много татар и русских погибло в той битве.

Но как внезапно баталия началась, так же внезапно она и закончилась: оставшиеся в живых басурмане в один момент не увидели защитников крепости — догадливые монахи успели быстро уйти в близлежащий лес по подземному ходу. Но когда это поняли монголы, было уже поздно. Те в ярости сожгли монастырь и отправились дальше.

А местные жители запомнили злосчастное для врага слово «Кибельди». Так они назвали свое поселение. Позднее это слово преобразовалось в современное «Кибергино.»

Эта легенда подтверждает прошлую, по которой монастырь основал еще Юрий Долгорукий.

О происхождении названия Сахтыша

Больше двух веков наше Отечество находилось в зависимости от Золотой Орды. На протяжении этого времени почти по всей России часто происходили схватки между татарами и нашими восставшими земляками.

Такая битва произошла в 12 от будущего Тейкова. Вероятно, на месте небольшого поселения. Во время нее погиб известный татарский полководец. Отступившие назад монголы нарекли это место как «Сахтыш», что в переводе означает «Гиблое место».

Позднее слово «Сахтыш», запомнившееся местным жителям, стало названием села, существующего до сих пор.

Впрочем, это не единственная версия происхождения названия села. По другой, оно произошло от финно-угорского «Сахта», что значит «Лес среди болот» — и правда, такое описание хорошо подходит местности близ Сахтыша.

О происхождении названия Оболсунова

Все в те же времена татаро-монгольского ига небольшой отряд монголов в наших краях на своем пути встретился с препятствием – путь преграждала широкая река.

Когда он ее пересек, то воины из него назвали это место «Оболсуново», что значит «Текущая вода». Слово, как и в случае с Сахтышем, прижилось в народе – так местные жители стали называть свою деревню.

О происхождении названия Богатырева

В бою столкнулся крупный отряд русских и татар. В сражении пало неких семь великих воинов. Неизвестно, за чью сторону они бились. Похоронить их решили вблизи небольшого населенного пункта.

Местные жители запомнили это событие. Они назвали свою деревню Богатырево. Топоним дожил до сегодняшних дней, не претерпев никаких изменений.

Алферьевская сосна

Известна среди тейковчан Алферьевская сосна: дерево долгожитель, возрастом в 5 веков. Народная молва связывает ее с двумя легендами, относящимися к временам Смуты на Руси.

По первой легенде, в десятке километров от села Тейково, в тихом и спокойном месте, был похоронен польский полководец, широко известный в своих кругах. Земля впитала его силы, и годы спустя на том месте выросла новая, могучая сосна. Сегодня, спустя пять веков, мы все еще можем видеть ее широкие ветви и крепкую кору.

Во время польской интервенции поляки-католики также ставили перед собой цель сломить врага, сжигая на своем пути все православные храмы и убивая священнослужителей. Монахи Елевферий и Алексей решили скрыться в нашем краю от врага. В одном из полей они увидели одинокую сосну и решили укрыться под ее ветвями. Там им явилось знамение, в котором велелось сделать скит (то есть спрятаться от врага) на берегу близлежащей речушки Санеба. Так те и сделали.

В память об этом событии деревню рядом с древом назвали Знамово, от слова знамение, а село напротив – Елевферьево. Позднее название преобразовалось в современное Алферьево.

Гридкинский источник

Есть много деревень, исчезнувших с карты раз и навсегда. Таким поселением было Гридкино, находившееся в полутора десятках километров от Тейкова. Впрочем, от него осталось свое наследие – Гридкинский источник. С ним и связана одна интересная легенда.

В деревне жила одна пожилая слепая женщина. Местные жители ничем могли ей помочь. В один день ей явилось знамение, в котором ей велелось сказать своим сыновьям, что бы те вырыли недалеко от деревни источник. Затем женщине надо было омыться водой из колодца, и ее проклятье бы спало. Так и было сделано — женщина прозрела.

О Ведьмином болоте

В небольшой деревушке Коптево еще в дореволюционной России каждые жители часто ездили в Тейково, чтобы продавать дичь, овощи и многое другое. Среди всех выделялась одна женщина, торговавшая яйцами. Если все другие возили их в коробках, то девушка – в мешке. И, что самое главное, ни одно из яиц за все время не разбилось!

Народ дивился этому, и спустя некоторое время не счел ничего лучше, чем изгнать женщину из деревни, назвав ее ведьмой. Та решила обосноваться в болотах неподалеку, и потому эти места назвали Ведьмиными.

Коптевские долго помнили об этом, и потому, заблудившись среди лесов (во время работ по добыче торфа, например), часто приговаривали: «Ведьма по болоту водит».

Предание о любви Марьи и Ивана

Жил в Поддыбье парень по имени Иван. Силен он был да красив. Сельские девушки были в него влюблены, но внимания на них Иван не обращал. Нравилась ему только Марья, дочь священника из соседнего села Обезово. Но любовь эта была не взаимна.

Страдал от того Иван. Только потом, по совету, решил навестить колдунью из соседней деревушки. Мужчина заключил с ней договор — с помощью наговорного порошка Марья влюбится в Ивана, но их семейная жизнь будет недолгой — муж умрет раньше жены, не увидя родного сына.

Сыграли они свадьбу. Были счастливы. Но через несколько дней, проснувшись, Иван увидел, что Марья мертва. Долго он рыдал, страдал. В день похорон Марью отпели в том же храме, где недавно венчали молодоженов. В тот же день Иван от горя и погиб.

Похоронить его решили рядом. А как стали ему яму копать, услышали из могилы Марьи вой и стоны. Рабочие были шокированы, но священник быстро поручил им раскапывать могилу женщины. Вырыли гроб — а там Мария жива, но вся она была исцарапана, ранена, в себя несколько недель не приходила.

Через восемь месяцев родила здорового мальчика, мужа пережила ровно на 70 лет. Всю жизнь была ему верна — любила его одного. Все сбылось, как и говорила колдунья.

И сегодня на кладбище в Поддыбье мы можем видеть два старинные могилы Иван и Марьи. Одно надгробие покосилось и касается другого, будто жена положила мужу на плечо голову.

Закрыть